Трудовой кодекс и профсоюзы от Пермской краевой организации профсоюза работников лесных отраслей РФ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
от Пермской краевой организации профсоюза работников лесных отраслей РФ

ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЛЕСНЫХ ОТРАСЛЕЙ РФ
РЕКОМЕНДАЦИИ

По применению на практике порядка учета мнения выборного профсоюзного органа
при принятии работодателем локальных нормативных актов
и при расторжении трудового договора с
работниками по инициативе работодателя

1. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы
работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права
( Ст.372 ТК РФ)

Трудовой кодекс РФ предусматривает определенный перечень локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, при принятии которых учитывается
мнение выборного органа работников:

- ст. 73, ч.5 - ввод режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения
рабочих мест при угрозе массового увольнения работников;
- ст. 73, ч.7 - отмена режима неполного рабочего времени, который был введен в соответствии со ст.73. ч.5 ТК РФ;
- ст.99, ч.3 - привлечение к сверхурочным работам помимо случаев, предусмотренных частью 2 ст.99 ТК РФ;
- ст.103, ч.3 - составление графиков сменности;
- ст.105 - разделение рабочего дня на части на основании локального нормативного акта;
- ст.113. ч.4 - привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни помимо случаев, предусмотренных ст.113, ч.2;
- ст.123, ч.1 - утверждение графика отпусков;
- ст.135, ч.2 - установление системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное
время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу;
- ст.136, ч.2 - утверждение формы расчетного листка;
- ст.144, ч.1 - установление различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок;
- ст.147, ч.3 - установление конкретных размеров повышенной оплаты труда для работников, занятых на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- ст.154, ч.2 - конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время;
- ст.159 - определение системы нормирования труда;
- ст.162 - принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда;
- ст.180, ч.4 - принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений;
- ст.190 - утверждение правил внутреннего трудового распорядка;
- ст.196, ч.3 - определение форм профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- ст.212, ч.2 - разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников;
- ст.299, ч.2 - увеличение продолжительности вахты до трех месяцев;
- ст.301 - утверждение графика работы при вахтовом методе;
Также представительный орган работников принимает участие:
- ст.218 - в создании комитетов (комиссий) по охране труда;
- ст.219 - в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- ст.ст.228,229,230 - в расследовании несчастных случаев на производстве;
- ст.370 - в осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства;
- ст.384 - в образовании комиссий по трудовым спорам (КТС).
Главный принцип, которым надо руководствоваться, это чтобы вводимое в действие условие (норма) не ухудшало положения
работников по сравнению с действующим законодательством, коллективным договором, соглашением. Иначе этот локальный нормативный акт,
равно как и локальный акт, принятый без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом РФ порядка учета мнения выборного профсоюзного органа
работников, в соответствии с ч.4 ст.8 ТК РФ будет являться недействительным.
При заключении коллективного договора, на основании ч.3 ст.8 нужно стремиться предусматривать принятие локальных нормативных
актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с выборным профсоюзным органом работников. Работодатель вправе разрабатывать и принимать локальные нормативные акты. Это может быть Положение об оплате труда, Положение
о премировании, Правила внутреннего трудового распорядка и др. Во всех предусмотренных выше случаях работодатель в соответствии
со ст.372 ТК РФ перед тем, как принять локальный нормативный акт, должен направить проект локального нормативного акта, содержащего нормы
трудового права, в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников.
Вместе с указанным проектом также направляются документы, явившиеся обоснованием принятия проекта локального нормативного акта
(Приложение №1). При получении Проекта локального нормативного акта профсоюзным комитетом, ему присваивается входящий номе и указывается дата.
После получения документов выборный профсоюзный орган должен провести заседание, на котором будет обсуждаться вопрос о возможности
(невозможности) принятия проекта локального нормативного акта в предложенной редакции (Приложение №2). В соответствии со
ст.372 ТК РФ выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения Проекта локального нормативного акта должен направить
работодателю мотивированное мнение по данному Проекту в письменной форме (Приложение №3).
При обосновании своего мнения выборному профсоюзному органу необходимо ссылаться на положения действующего законодательства,
коллективный договор, соглашения, положения трудовых договоров, заключенных с работниками данной организации, положения действующих
в организации локальных нормативных актов. На заседание профсоюзного комитета по обсуждению Проекта для уточнения каких-либо обстоятельств можно пригласить представителей
работодателя или специалистов, которые принимали участие в разработке данного Проекта. В соответствии с ч.3 ст.372 ТК РФ в случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с Проектом
работодателя либо профсоюзный комитет предлагает новую редакцию Проекта, указывая основания принятия такого решения
(Приложения №4,№5), работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести
дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом для достижения взаимоприемлемого решения.
Порядок проведения дополнительных консультаций (дата, время, место, количественный состав) определяется сторонами самостоятельно,
полномочия участников консультаций со стороны работодателя подтверждаются - приказом, со стороны профсоюза - решением выборного
профсоюзного органа. Инициатором проведения консультаций должен быть работодатель, поскольку статьей 372 ч.3 ТК РФ обязанность
проведения дополнительных консультаций возложена на него.
При не достижении согласия в ходе проведения дополнительных консультаций, возникшие разногласия оформляются протоколом (Приложение №6).
После составления и подписания протокола работодатель имеет право принять локальный нормативный акт в своей редакции.
Если выборный профсоюзный орган в нарушении норм законодательства, то он вправе обжаловать принятый работодателем локальный нормативный
акт в Государственную инспекцию труда, суд или начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Нарушение процедуры разработки локального нормативного акта ( проект акта не направлен в профсоюзный комитет, не проведены дополнительные
консультации, нарушен срок их проведения по вине работодателя и др.) будет основанием для отмены принятого локального нормативного
акта Государственной инспекцией труда или судом.
Согласно ст.372 ч. 5 ТК РФ Государственная инспекция труда при получении жалобы выборного профсоюзного органа обязана в течение
одного месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного
локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

\\ГЛАВНАЯ//
Сайт управляется системой uCoz